ГИПЕРРЕАЛЬНОСТЬ

ГИПЕРРЕАЛЬНОСТЬ
- понятие социальной философии постмодернизма, выражающее принципиальный отказ от идеи линейности в пользу идеи скачкообразного чередования эпистем (М. Фуко - ). Феномены истины, адекватности, реальности перестают восприниматься в качестве онтологически фундированных и воспринимаются в качестве феноменов символического порядка. В рамках концепции "постистории" оформляется интенция отказа от традиционного исторического сознания и ориентация на трактовку субъекта в контексте "вненаходимости" применительно к историческому процессу. В подобном семантическом пространстве феномен реальности обретает характеристики Г., в рамках которой оригинал и копия (подделка) сосуществуют в одном культурном контексте. Таким путем постмодернизм выводит человека из-под диктата одной определенной культуры: транскультурный мир располагается не в зоне директории по отношению к наличным культурам, но одновременно внутри их всех. Транскультура отнюдь не определяется как аддитивная сумма содержаний наличных культур, предлагая процессуальность их игровых модификаций.

Современное общество конституируется как общество тотальной зрелищности - так называемая витро-культура (ср. ницшеанскую констатацию "исторической болезни" европейской цивилизации, собирающей в своих музеях осколки прошлых культур). Согласно Бодрийару , закончилась не только история, но и сама реальность, уступив место симулятивной Г. симулякров. Аналогично, согласно позиции У. Эко , мир культуры предстает в современном своем виде как совокупность знаковых систем, принципиально не соотнесенных с внесемиотической сферой. Одна из основных идей Эко относительно культурного пространства - это идея "отсутствующей структуры": знаки культуры, в которой мы живем, перманентно открыты для интерпретации - любая человеческая деятельность связана с интерпретацией знаков и практически исчерпывается ею. Таким образом, в культуре постмодерна статус знака и статус объекта оказываются неразличимы (Бодрийар фиксирует эту ситуацию посредством метафоры "злой демон образов").

Фактически Г. может быть оценена как реакция культуры на собственную тотальную симуляционность: американские восковые панорамы исторических событий в натуральную величину, Диснейленд и т.п. - "Hyper reality" как новая идеология, созидающая собственную мифологию. Г. фальсифицирует субъекта как потребителя, фальсифицирует желание покупать, которое принимается за реальное. В пространстве Г. желания оказываются продуктом манипуляций, вкус и стиль - результатом своего рода идеологической экспансии социальности в индивидуальное сознание. По оценке Эко, атрибутивной характеристикой Г. является то, что она заставляет поверить: именно такой и должна быть подлинная реальность. Диснейленд - зона безусловной пассивности: познание его "действительности" возможно лишь благодаря имитациям "действительности", которая сама по себе носит симуляционный характер. В очерченном семантическом пространстве как потребление продукции шоу-бизнеса, так и уклонение от него реализуют себя внутри Г., задающей исчерпывающее измерение бытия сознания (ср. со сформулированной в контексте концепции Франкфуртской школы идеей "одномерного человека", трагедия которого заключается в невозможности осознания собственной одномерности). Идея Г. оценивается современной постмодернистской рефлексией в качестве одной из фундаментальных (Д. Лион). Виртуальная реальность.

Е.П. Коротченко


Социология: Энциклопедия. — Минск: Интерпрессервис; Книжный Дом. . 2003.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "ГИПЕРРЕАЛЬНОСТЬ" в других словарях:

  • Гиперреальность — Гиперреальность (от др. греч. ὑπέρ  над, сверху и лат. realis  вещественный, действительный)  термин в семиотике и философии постмодернизма, описывающий феномен симуляции действительности, а также неспособности сознания… …   Википедия

  • гиперреальность — сущ., кол во синонимов: 1 • реальность (32) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • ГИПЕРРЕАЛЬНОСТЬ — (HYPERREALITY) Термин, использованный Ж. Бодрийаром при описании распространения рекламной культуры, особенно в Соединенных Штатах, где образы и знаки стали заменять или вытеснять реальность; применяется, как правило, с целью критики массового… …   Социологический словарь

  • Гиперреальность — (от гр. hiper – над, сверх, по ту сторону) использование компьютерной техники для создания высокой степени иллюзии реальности при изображении товаров или типажей потребителей в рекламном дизайне …   Учебный словарь терминов рекламы и паблик рилейшенз

  • СИМУЛЯКРЫ И СИМУЛЯЦИЯ — ( Simulacres et simulation . Paris, 1981) сочинение Бодрийара , представляющее собой, с одной стороны, попытку обобщения его предыдущих теоретических разработок, а с другой размышления автора по поводу современных культурных и экономических… …   Социология: Энциклопедия

  • ГИПЕРТЕКСТ — текст, устроенный таким образом, что он превращается в систему, иерархию текстов, одновременно составляя единство и множество текстов. Простейший пример Г. это любой словарь или энциклопедия, где каждая статья имеет отсылки к другим статьям этого …   Энциклопедия культурологии

  • БОДРИЙЯР — (Baudrillard) Жан (р. в 1929) французский философ, социолог, культуролог. Основные сочинения: ‘Система вещей’ (1968), ‘К критике политической экономии знака’ (1972), ‘Зеркало производства’ (1975), ‘Символический обмен и смерть’ (1976), ‘В тени… …   История Философии: Энциклопедия

  • ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ, ВИРТУАЛЬНОЕ, ВИРТУАЛЬНОСТЬ — (англ. virtual reality от virtual фактический, virtue добродетель, достоинство; ср. лат. virtus потенциальный, возможный, доблесть, энергия, сила, а также мнимый, воображаемый; лат. realis вещественный, действительный, существующий) I). В… …   История Философии: Энциклопедия

  • Эко Умберто — (Eco) (р. 1932), итальянский учёный, писатель. Книги по истории культуры средневековья, проблемам семиотики, сборник эссе «Путешествия в гиперреальность» (1986). В романах «Имя розы» (1980), «Маятник Фуко» (1988), «Остров Накануне» (1994)  черты… …   Энциклопедический словарь

  • Бодрийяр, Жан — Жан Бодрийяр Jean Baudrillard …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»